ХРИСТИАНСТВО И МАГИЯ
Что такое магия? В.И. Даль дает следующее объяснение этого слова: “Магия — это знание или употребление на деле тайных сил природы, невещественных, вообще не признанных естественными науками. Предполагаются в делах этих связи человека с духовным миром...” (Даль В. Толковый словарь. — М., 1956. — Т. 26. — С. 288).
Магия как частное проявление экстрасенсорики есть именно сознательная связь с миром духов, духов злобы, т.е. бесовским, имеющим, как и ангельский мир, несколько чинов и свою иерархию. Экстрасенсорика – сверхчувственное восприятие мира и воздействие на него. Другие проявления экстрасенсорики, как то: телепатия, ясновидение, телекинез, проскопия, некоторые случаи спонтанно возникающей у человека способности к целительству, гипноз и пр., вероятно, могут быть и естественного происхождения — врожденного или приобретенного специальным обучением. Так, по крайней мере, считают некоторые святые отцы православия (св. преп. Силуан Афонский и др.) и так нам свидетельствуют жизненная практика и современная наука. Известно не так уж мало случаев, когда “сверхъестественные” способности проявлялись у человека в экстремальных случаях, связанных с угрозой для жизни, после тяжелых черепно-мозговых травм или нейроинфекций.
В истории христианства известен случай, когда один молодой еще священник был заурядным, ничем не выделявшимся проповедником, но после тяжелой черепно-мозговой травмы у него проявился удивительный по силе дар слова, он стал великим проповедником, а в последующем — епископом и папой Римским, известным своей ученостью, писательством и проповедничеством (но в данном случае к магии это никакого отношения не имеет).
Но эта естественность приобретения экстрасенсорных способностей далеко не всегда свидетельствует о пользе их для человека и необходимости ими пользоваться. Жизненный и церковный опыт показывают, что пользование ими часто имеет такие же тяжелые последствия для человека, как и непосредственное занятие магией.
Из жития священномученика Киприана и святой мученицы Иустины мы знаем, что до своего крещения Киприан был весьма сильным колдуном. Жил он во времена императора Декия в Антиохии. Много лет он обучался колдовству и волшебству и к 30 годам стал весьма искусным колдуном. По его словам, он общался даже с самим князем тьмы, и тот полюбил Киприана и даже обещал сделать его после смерти “князем”, а при жизни — помогать ему во всем.
Жила в Антиохии некая девушка-христианка по имени Иустина. Она подвизалась в христианских добродетелях и всем сердцем возлюбила Господа Иисуса Христа, желая посвятить Ему всю свою жизнь. Один юноша-язычник по имени Аглаид однажды увидел Иустину, страстно влюбился и захотел добиться ее любви. Однако она отвечала ему: “Мой жених — Христос: Ему я служу и ради Него храню мою чистоту”. Разжигаемый плотской похотью Аглаид всеми средствами старался совратить Иустину и овладеть ею, но все его старания ни к чему не приводили: Иустина хранила свою чистоту и верность Христу. Тогда Аглаид решил обратиться за помощью к самому Киприану. Киприан сказал ему: “Я сделаю так, что Иустина сама почувствует к тебе страсть, и более сильную, чем твоя, и будет искать любви твоей”.
Киприан вызвал беса и повелел ему распалить страстью сердце Иустины. Бес искусен был в подобных делах и пообещал Киприану быстро уладить это дело. Но как он ни старался, Иустина, почувствовав действие дьявольской силы, не поддалась этим ухищрениям. Помолившись Богу и осенив себя крестом, она отогнала от себя бесовские наваждения. Побежденный силою молитвы и креста бес бежал от нее посрамленный.
Удивленный Киприан вновь посылает беса к Иустине, но теперь уже более злобного, и тот с большей яростью напал на нее. Но и в этот раз Иустина силою молитвы, креста и поста победила бесовские нападки. Узнав об этом, Киприан вызвал бесовского князя и повелел ему обольстить девицу. Приняв образ женщины, князь бесовский явился к Иустине и стал искушать ее беседой. Но Иустина поняла, что это замысел, и осенила себя крестным знамением. И снова бежал от нее трепещущий князь бесовский. “Неужели и ты, князь сильный и более других искусный в таком деле, не смог победить силою своей хрупкую девушку?” — спросил Киприан находившегося в великом смущении беса. Дьявол сознался, что слуги дьявола боятся попаляющей их силы креста. “Такова-то ваша сила, — вознегодовал Киприан, — что вы и слабую деву победить не можете”. Пораженный этим открытием, Киприан задумался о том, что если крест обладает такой силой, то какой же силой должен обладать распятый на этом кресте Христос?
Так он пришел к желанию принять святое крещение, что вскоре и совершил. В последующем он стал епископом того города, а затем принял мученическую смерть за веру Христову вместе со святой девой Иустиной.
Из жития священномученика Киприана мы видим, во-первых, то, что он непосредственно общался с бесами и даже с их “князем”, возможность чего подтверждают и современные колдуны; и, во-вторых, то, что Господь Бог попускает им нападать на людей, и даже на христиан; и, в-третьих, то, что молитва, Крест и воздержание являются мощным оружием против колдовских чар.
Многие современные «целители» выдают себя за биоэнерготерапевтов, называют себя «православными», но суть у них все та же — магия. Пусть вас не смущает их название себя православными: христианство с колдовством ничего общего не имеет. Более того, и Ветхий Завет, и Новый Завет очень строго относятся к колдунам, чародеям, ворожеям, гадателям, вызывателям духов и прочим оккультистам. Во Второзаконии (18, 9-13) сказано: “Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых: ибо мерзок перед Господом всякий, делающий это, и за сии то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего, будь непорочен перед Господом Богом твоим”. “Но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти” (Там же. 18, 20).
“Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь Бог ваш” (Лев. 19, 31). “И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице Мое на душу ту и истреблю ее из народа ее. Освящайте себя и будьте святы, ибо Господь, Бог ваш свят” (Лев. 20, 6-7).
“Так говорит Господь, искупивший тебя из утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю, Который делает ничтожными знамения лжепророков и обнаруживает безумие волшебников, мудрецов прогоняет назад и знание их делает глупостью” (Исайя 44, 22-25).
“И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов... Ибо они пророчествуют вам ложь...” (Иер. 27, 9-10).
“Ворожеи не оставляй в живых” (Исх. 22, 18). “Не ворожите и не гадайте” (Лев. 19, 26).
“И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, — тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? Спрашивают ли мертвых о живых? Обращайтесь к закону и Откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света” (Исх. 8, 19-20).
Как видим, Ветхий Завет весьма твердо и однозначно запрещает не только заниматься колдовством, волшебством и прочими видами оккультизма, но даже и обращаться к ним.
Весьма строго подходит к оккультистам и Новый Завет. Апостол Павел в послании к галатам ясно говорит, что волшебники, как и прелюбодеи, блудники, идолослужители, еретики и прочие “Царствия Божия не наследуют” (Гал. 5, 19-21).
В Деяниях святых апостолов мы читаем такой эпизод. Пребывая на острове Кипре вместе с Варнавою и проповедуя там слово Божие и прошедши весь остров до селения Пафа, встретились там с проконсулом Сергием Павлом, который желал услышать слово Божие. “А Елима волхв (т.е. колдун) противился им, стараясь отвратить проконсула от веры. Но Савл, он же Павел, исполнившись Духа Святаго и устремив на него взор, сказал: о, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын дьявола, враг всякой правды! Перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне вот, рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого” (Деян. 13, 8-11). Так, мы видим, что колдуны действуют против Бога и совершенно бессильны против силы Божией, проявившейся в данном случае в словах и вере апостола Павла.
И апостол Иоанн Богослов в своем Откровении обличает колдунов, служителей бесовских: “Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его (Божии), чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители...” (Откр. 22, 14-15). Таким образом, чародеям (колдунам и им подобным) нет места в Царствии Божием.
Каноны христианской Церкви категорически запрещают христианам заниматься оккультизмом. Согласно правилам св. Василия Великого, люди, занимающиеся волшебством, подлежат такому же церковному наказанию, как и убийцы. Но почему они приравниваются к убийцам? Разве же они убивают людей? Хуже делают: не страшен тот, кто убивает тело, страшен тот, кто губит душу.
Православная Церковь ничего общего никогда не имела, не имеет и иметь не может с этим “целительским миром”, как бы он ни назывался, пусть даже и православным. “Что общего у света с тьмою? — восклицает апостол Павел. — Какое согласие между Христом и Велиаром?” (2 Кор. 6; 14-15).
В оккультизме через тайные, сокровенные знания человек входит в контакт с бесами. А почему не с ангелами? Может быть, все-таки ангелы помогают экстрасенсам и другим целителям вылечивать людей в тех случаях, когда они действительно помогают? На этот вопрос хорошо отвечает святитель Игнатий Брянчанинов: "Святые духи уклонились от общения с человеками, как с недостойными такого общения; духи падшие, увлекшие нас в свое падение, смесились с нами и, чтоб удобнее содержать нас в плену, стараются сделать и себя, и свои цепи для нас незаметными. Если же они и открывают себя, то открывают для того, чтоб укрепить свое владычество над нами... Общение со святыми ангелами несвойственно нам по причине нашего отчуждения от них падением... Духи, чувственно являющиеся человекам, пребывающим в греховности и падении, суть демоны, а никак не святые Ангелы. "Душа оскверненная, сказал Исаак Сирский, не входит в чистое царство и не сочетается с духами святых". Далее он пишет, что "злые духи обманывают внимающих им". (Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о смерти. М.: Православное изд-во, 1993. С. 8-9).
Целители-экстрасенсы и белые маги часто говорят, что они, делая добрые дела, служат Богу. Неправда это! Сказано: “По плодам их узнаете их”. И вот по плодам-то их мы и узнаем: тысячи и тысячи пострадавших от оккультистов, разрушенные семьи, исковерканные судьбы, страдающие души, “дураки с похищенной аурой”, загубленные жизни (сколько людей покончили жизни свои самоубийством!). Всех “плодов” и не перечислишь. Любят они смущать души людские, посылая их в храм: креститься, причащаться, молиться — да и сами обставляют свой антураж иконами, свечами, Библией. Но давайте вспомним слова Господа Иисуса Христа: “Не всякий, говорящий мне: “Господи! Господи!” войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: “Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?” И тогда объявлю им: “Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие” (Мф. 7; 21-23). Господь называет их также “лжепророками, которые приходят в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные” (Мф. 7, 15).
Если вы, дорогие читатели, услышите, что какие-то биоэнергетики, экстрасенсы, целители называют себя православными христианами и пользуются православной символикой и атрибутикой, знайте, что это — дьявольский обман, избегайте их, а если вы уже попали в их сети, немедленно удаляйтесь от них и приходите в Церковь на покаяние. Знайте, что любая связь с дьяволом для вас губительна и бесследно не пройдет: рано или поздно даст о себе знать.
Экстрасенсорика, биоэнергетика, колдовство, магия идут опытным путем, вопреки запрету Церкви и Священного Писания, вторгаясь в мир духовный и добиваясь определенных лечебных результатов. Но экстрасенс и колдун вторгаются в мир духовный своей греховной, неочищенной душой, и, естественно, в духовном мире они могут общаться только с миром отрицательных сил (бесовских).
Согласно учению святых отцов Церкви, человек может поступать по своей воле, по воле Божией и по воле бесов, которая навязывается ему в данном случае через посредника – колдуна, экстрасенса, гипнотизера.
Каждый человек несет в себе образ Божий, каким бы плохим и падшим он ни был. Образ Божий в человеке состоит в том, что человек имеет свойства, присущие Богу: разум, свободную волю, безсмертную душу. Отбирая у человека волю и навязывая ему свою, изменяя образ мышления и поведения человека, оккультисты издеваются над образом Божиим, умаляют его, подчиняют душу человека себе, и совершают этим один из самых тяжких грехов. Вот почему христианская Церковь приравнивает этот грех к греху человекоубийства.
Действия мага с духовной точки зрения преступны независимо от того, каким образом он получил свои экстрасенсорные знания: путем ли посвящения в колдуны, обучением ли в школе экстрасенсов, или самостоятельным обучением по оккультным книгам, то есть с активной ли помощью дьявола или помимо нее. В любом случае действия его запретны и преступны и одинаково ведут его в ад, если он не покается.
"Блаженни чистии сердцем, ибо они Бога узрят", – сказано в Евангелии. Оккультисты же вторгаются в духовный мир, не очистив свою душу покаянием и вообще греховным образом, вопреки запрету Церкви.
Православие не ставит своей целью приобретение каких-либо сверхъестественных способностей, но ставит целью очищение души от грехов через покаяние, молитву, пост, воздержание, делание добрых дел, любовь к Богу и людям.
В основе христианской жизни лежат любовь и вера, добрые дела, аскеза (пост, воздержание). Христианский путь идет через нравственное совершенствование ("Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершенен есть"), а не через упражнения, развивающие сверхъестественные способности без очищения души (покаяния), любви, делания добрых дел.
Совершенная любовь приводит к смирению, а смирение – это антигордыня. В гордыне человек сознает себя совершенным, великим, лучшим среди людей, могущественным. А оккультизм как раз и развивает у людей стремление к власти над людьми, т. е. развивает гордыню, которая является началом и концом всякого греха. Именно через гордыню пал Денница-дьявол, и именно соблазненные гордыней согрешили первые люди на Земле – Адам и Ева. Змей, в образе которого скрывался дьявол, внушал Адаму и Еве: "Знает Бог, что в день, в который вы вкусите их (плоды с древа познания добра и зла), откроются глаза ваши и вы будете как боги..." (Бытие, 3, 5). Вот в чем суть греха: непослушание и гордыня – "будете как боги".
Вторжение в мир духовный без нравственного очищения и покаяния, через физические и духовные упражнения приводит к развитию гордости, и нередко такая гордыня приводит к тяжким психическим заболеваниям этого человека и подавляет Образ Божий в нем.
Путь христианский, наоборот, направлен на развитие Образа Божия и возвеличение его. Это путь избавления от рабства греха. "Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными", – сказано в Евангелии. Но что есть Истина? Господь Иисус Христос сказал: "Аз есмь Путь, Истина и Живот". Значит, только в познании Бога мы приобретаем настоящий путь, познаем Истину и приобретаем Жизнь. Вне Бога этого нет. Оккультизм же выводит нас на путь без Бога, путь не истинный и не жизненный.
Освобождаясь от греха, человек побеждает свое естество, т. е. законы биологии. Мы знаем, что многие и многие христианские святые не были женаты, т. е. жили в полном воздержании, почти не спали, много молились, очень мало ели (например, одну просфору в день или один сухарик). И вот в аскезе, в вере и в любви к Богу и людям, "побеждая естества чин", многие из них получали благодать Божию и могли исцелять, творить чудеса.
В христианстве целью жизни является не развитие или получение сверхъестественных способностей, а стяжание (приобретение) Духа Святаго, по слову преподобного Серафима Саровского. Христианство – это путь к созиданию "новой твари во Христе" (ап. Павел). Этого не происходит в оккультизме. Поэтому оккультисты не действуют Благодатью Божией, а действуют через мир отрицательных духовных сил – мир бесов. А это приводит к тяжелым, порой трагическим последствиям.
Священнослужителям и православным врачам хорошо известны трагические последствия лечения людей у экстрасенсов, биоэнергетиков и колдунов. Если это не просто шарлатаны, а действительно экстрасенсы, то в ряде случаев обращающиеся к ним могут получать облегчение или даже исцеление от своих заболеваний. Но по прошествии нескольких месяцев, реже – года, болезнь возвращается с новой силой, лечить ее становится гораздо сложнее, часто поражаются и другие органы, развиваются тяжелые психические нарушения, приводящие подчас к самоубийству.
Вспомним слова Иисуса Христа из Евангелия от Матфея: "...Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые... Итак, по плодам их узнаете их. Не всякий говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? [предсказатели, ясновидцы] и не Твоим ли именем бесов изгоняли [целители, экстрасенсы], и не Твоим ли именем многие чудеса творили? [например, колдун Ю. Лонго поднимал умершего, что транслировалось по телевидению]. И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф. 7, 18-23).
Литература:
1. Иеромонах Анатолий (Берестов). Черные тучи над Россией, или Бал колдунов. – Ноябрьск: ИПП "Благовест", 1998.
2. Иеромонах Анатолий (Берестов). Число зверя. На пороге третьего тысячелетия. – Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, "Новая книга", 1996.
Справка: Иеромонах Анатолий (Берестов) (ныне – игумен). Родился в 1938 году в Москве. В прошлом – известный детский невропатолог, доктор медицинских наук, профессор. В 1996 г. по благословению Святейшего Патриарха отец Анатолий организовал Душепопечительский Центр во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, для реабилитации лиц, пострадавших от сект и оккультизма. С лета 1998 года Центр занимается реабилитацией наркозависимых, алкоголиков и людей с другими видами зависимости.
Назад к списку