Храм Рождества Пресвятой Богородицы
Московский Патриархат Корсунская епархия Торревьеха Испания.
Новости
Православие.Ru
Православие и Мир
Пример использования метода updateShareLink

НАУКА И РЕЛИГИЯ

Истинная наука давно уже признала, что область исследованного есть почти ничто в сравнении с областью неисследованного. Боле того, чем больше наука охватывает область исследованного, тем больше соответственно увеличивается и область, подлежащая исследованию. "Всякое новое открытие способствует расширению в арифметической пропорции царства неизвестного" (А. К. Моррисон). Наука никогда не закончит своего дела, пока стоит мир.

Представители истинной науки признают, что их сведения о мире должны быть восполняемы из другого источника. Этот источник — религия.

Различия между научными и религиозными знаниями русский философ Н.А. Бердяев охарактеризовал так: «Научное знание – это такое знание, для достижения которого человек использует материал опыта и законы логики. Каждый новый элемент знания выводится из предыдущих с той же неизбежностью, с какой поезд проходит станции в указанной на карте последовательности. Ученый находится в «железных тисках» законов природы и логики. Он несвободен. Религиозное знание принципиально отличается тем, что оно ниоткуда не может быть выведено. Оно достигается в результате внезапного внутреннего озарения, как наитие свыше. Если бы существование Бога можно было доказать, то религия исчезла бы, поскольку она превратилась бы в обычное научное знание».

"Религия и наука нисколько не исключают друг друга, как это полагали раньше и чего боятся многие наши современники; наоборот, они согласуются и дополняют друг друга" (физик Макс Планк).

"Настоящий ученый прекрасно понимает, что "научная" картина мироздания все время меняется, все усложняясь, углубляясь, уходя в детали и никогда не давая ни полной ясности, ни единства… Настоящей ученый знает, что наука никогда не будет в состоянии объяснить свои последние предпосылки или определить свои основные понятия, например, точно установить, что такое "атом", "электрон", "витамин", "энергия" или "психологическая функция"; он знает, что все его "определения", "объяснения" и "теории" — суть только несовершенные попытки приблизиться к живой тайне материального и душевного мира. О продуктивности науки не стоит спорить: за нее свидетельствуют вся современная техника и медицина. Но, что касается ее теоретических истин и их доказуемости, то наука плавает по морям проблематического (предположительного) и таинственного" (философ И.А. Ильин).

"Уважение, жертвенность, сила характера, нравственные устои, воображение — не рождаются из отрицания и атеизма, этого удивительного самообмана, заменяющего Бога человеком. Без веры культура исчезает, порядок разрушается и преобладает зло. Будем неуклонно верить в Духа-Творца, в Божественную любовь и в человеческое братство. Вознесем наши души к Богу, исполняя волю Его, поскольку она нам открывается; будем хранить уверенность, неотъемлемую от веры, что мы достойны забот, которыми окружает Господь сотворенные Им существа" (А.К. Моррисон).

Католический богослов средневековья Фома Аквинский в своем труде «Сумма теологии» приводит пять доказательств бытия Бога или пять путей от мира к Богу:

1) основывается на понятии движения. «Все, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное». Каждый предмет движим другим, другой – третьим и т.д. Последний «предмет» – перводвигатель (по Аристотелю), или Бог;

2) основывается на понятии причины. Для всякого явления есть производящая причина, беспричинно ничего не существует. Причинный ряд заканчивается первичной производящей причиной, т.е. опять-таки Богом;

3) основывается на понятии случайности и необходимости. В мире существует множество случайностей, характеризующих любую вещь. Но мир в целом не может быть какой-то случайностью. Он требует представления о некоей абсолютно необходимой причине, которой может быть только Бог;

4) основывается на понятии степени совершенства всего сущего. Все вещи, существа, люди обнаруживают различную степень красоты, блага, истинности, т.е. того или иного совершенства. Но степень этого совершенства должна измеряться каким-то абсолютным мерилом (критерием), неким пределом всех этих достойнейших качеств. Им опять же может быть только Бог;

5) основывается на понятии целесообразно божественного руководства миром. Все, что ни происходит в мире, имеет свои цели. Но все это многообразие целей должно быть согласовано, т.е. должна существовать некая последняя цель, гармонизирующая все процессы, совершающиеся в нижестоящем мире. Это Бог. Он есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе.

Согласно Фоме Аквинскому, идя по любому их этих путей, человеческий ум убеждается в бытии Бога.

Знаменитый американский ученый, бывший председатель Нью-Йоркской Академии наук, А. Крессм Моррисон, доказывает бытие Бога в своей статье "Семь причин, объясняющих почему я верую в Бога":

«Мы все еще находимся лишь на заре научного знания. Чем ближе к рассвету, чем светлее наше утро, тем яснее перед нами выясняется творение разумного Создателя. Теперь в духе научного смирения, в духе веры, основанной на знании, мы еще больше приближаемся к непоколебимой уверенности в бытии Божием.

Лично я насчитываю семь обстоятельств, которые определяют мою веру в Бога. Вот они:

Первое: Совершенно отчетливый математический закон доказывает, что вселенная создана Величайшим Разумом. …Температура солнца равняется 12,000 градусам по Фаренгейту. Земля удалена от солнца равно настолько, сколько необходимо, что бы этот "вечный огонь" надлежащим образом обогревал нас, ни больше, ни меньше! Если бы солнце вполовину меньше давало бы тепла, то мы замерзли бы. Если бы оно давало вдвое больше, — мы погибли бы от жары.

Склон земли равен 23°. Отсюда возникают времена года. Если бы склон земли был иным, испарения от океана двигались бы вперед и назад, на юг и на север, нагромождая целые континенты льда. Если бы луна, вместо ее нынешней дистанции была удалена от нас на 50 000 миль, наши приливы и отливы приняли бы столь грандиозные масштабы, что все континенты оказались бы под водою дважды в сутки. В результате, вскоре были бы смыты и самые горы…

Второе: Богатство источников, из которых жизнь черпает силы для выполнения своей задачи, само по себе является доказательством наличия самодовлеющего и всесильного Разума…

Третье: Разум животных неоспоримо свидетельствует о мудром Творце, внушившем инстинкт существам, которые без него были бы совершенно беспомощными тварями…

Четвертое: Человек располагает большим, чем животный инстинкт. Он имеет рассудок… Благодаря нашему разуму мы оказываемся в состоянии рассуждать о том, что мы такое, и способность эта определяется только тем, что в нас заложена искра Разума Вселенной...

Пятое: Чудо генов — явление, которое мы знаем, но которое не было известно Дарвину — свидетельствует о том, что обо всем живущем была проявлена забота…

Шестое: Наблюдая экономику природы, мы вынуждены признать, что только предельно совершенный Разум может предусмотреть все соотношения, возникающие в столь сложном хозяйстве…

Седьмое: Тот факт, что человек в состоянии воспринять идею о бытии Бога, сам по себе является достаточным свидетельством…».



Знаменитые ученые о Боге



Апостол Павел был образованнейшим человеком своего времени, и он говорит "всякий дом устрояется кем-либо, а устроивший все есть Бог" (Евр. 4, 3).

Молодая девушка, святая великомученица Варвара, видя величие и красоту Божиего мира, пришла к познанию истинного Бога.

Античный философ Сократ говорил так: «Да ты не видишь своей души, которая, однако, господствует над твоим телом, следовательно, можешь сказать, что в тебе нет и ума, и что все ты делаешь случайно. Ясно, что душа царствует в нашем теле, но она невидима. Знай, что невозможно видеть лицо Бога, довольно с тебя видеть дела Его, чтобы поклоняться им и чтить их. Тот, кто устроил и объемлет весь мир, в Ком вся красота и благо, созерцается в своих великих делах, но не видим в Своем домостроительстве. Подумай, что и солнце, которое кажется для всех видимым, не позволяет, однако же, пристально смотреть на себя, и если бы кто с наглостью устремил бы на него глаза – потерял бы зрение». «Ты согласен, – говорил Сократ, – что твой ум, живя в твоем теле, управляет им как хочет; должен согласиться и на то, что Ум, живущий во всем, – все устрояет так, как Ему угодно. И твое око может простираться на много стадий, а око Божие будто не может обнять все одним взором? И твоя душа может обтекать мыслью и здешние места, и страны Египетские, и Сицилийские – неужели же Божья мысль не в силах обнимать все существующее?».

Великий физик Ньютон, открывший законы движения небесных тел, как бы разоблачивший величайшую тайну мироздания, был верующим человеком и занимался богословием. Когда он произносил имя Божие, то всякий раз благоговейно вставал и снимал шляпу.

Паскаль, гений математики, был не просто верующим, но и одним из религиозных мыслителей Европы. Он утверждал: "все противоречия, которые более всего, по-видимому, хотят удалить меня от позиции религии, более всего и привели к ней".

Пастер, основатель современной бактериологии, мыслитель, глубже других проникший в тайну органической жизни, заявлял: "Чем более я занимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумлении перед делами Творца".

Знаменитый биолог Линней заканчивает свою книгу о растениях такими словами: "воистину есть Бог, великий, вечный, без Которого ничто не может существовать".

Астроном Кеплер восклицает: "О, велик Господь наш и велико Его могущество, и мудрости Его нет границ. И ты, душа моя, пой славу Господу Твоему во всю твою жизнь".

Даже Дарвин, учение которого было потом использовано полу-учеными для опровержения веры в Бога, был всю свою жизнь очень верующим человеком и в течение многих лет являлся церковным старостой в своем приходе. Он никогда не думал, что его учение может противоречить вере в Бога. После того, как Дарвин изложил свое учение об эволюционном развитии живого мира, его спросили, — где начало цепи развития животного мира, где первое звено его? Дарвин ответил: "оно приковано к Престолу Всевышнего".

Великий геолог Ляйель писал: "при всяком исследовании мы открываем яснейшие доказательства предусмотрительности, силы и мудрости творческого разума Бога".

Историк Мюллер заявляет: "только с познанием Господа и по основательном изучении Нового Завета я стал понимать смысл истории".

"Только полузнание приводит людей к безбожию. Никто не отрицает бытия Божия, кроме тех, кому это выгодно", – говорил английский ученый Бэкон.

«Конечно, человек и Вселенная могут существовать сами по себе, но не могут претендовать на самостоятельное значение. Если Бога нет, жизнь можно считать абсурдной, она не имеет ни смысла, ни ценности, ни цели. В мире без Бога теряет значение понятие нравственности» (Бельгийский ученый У. Крейг).

«Я не могу представить себе Вселенную и человеческую жизнь без какого-то осмысляющего их начала, без источника духовной «теплоты», лежащего вне материи и ее законов. Вероятно, такое чувство можно назвать религиозным» (Академик А.Д. Сахаров в своей книге «Воспоминания»).

«Всю свою жизнь я посвятила изучению самого совершенного органа – человеческого мозга. И пришла к выводу, что возникновение такого чуда невозможно без Творца» (академик Н.П. Бехтерева).

По материалам книги "Закон Божий" прот. Серафима Слободского и других книг


Назад к списку