ВЕРА И РЕЛИГИЯ
Вера является неотъемлемым свойством человеческого сознания. Без веры невозможна жизнь, невозможна никакая (в том числе и политическая, и художественная) деятельность людей. Вера всегда сопровождает общественное развитие и жизнь социума.
Нередко мы можем слышать: «Я верю в этого человека», «Я верю в ее любовь», «Я верю в себя». Много объектов веры в сфере науки: теория относительности А. Эйнштейна, концепция занесения жизни на Землю из других звездных миров, гипотеза движения материков на Земле, факты телепатии и т.п. Говорят о вере в те или иные приметы, о вере в астрологию, в карточные гадания, о вере в существование ведьм, «злых духов». Существует вера в Бога, вера в индивидуальное бессмертие человека и т.п. «Вера», как видим, многообразна, разнолика.
Ученые выделяют следующие виды веры: 1) вера как достоверность; 2) вера как преклонение перед авторитетом («вера-доверие»); 3) моральная, или нравственная, вера; 4) религиозная вера.
Вера-достоверность, как на то указывает само ее название, связана с достоверным, чаще всего научным, знанием, основное содержание которого признается таковым.
Вера-доверие основана на признании и подчинении авторитету, будь то научный авторитет типа Н. Макиавелли или Ч. Дарвина либо авторитет руководителя той или иной политической партии, авторитет знакомого лица или родственника.
Моральная вера есть вера в нравственные принципы (в их осуществимость), следование нравственным нормам.
«Вера – состояние предельной заинтересованности, психологическая установка, мировоззренческая позиция и целостный личностный акт, состоящие в признании безусловного существования и истинности чего-либо с такой решительностью и твердостью, которые превышают убедительность фактических и логических доказательств и не зависят от них вопреки всем сомнениям» (определение философов Алексеева П.В. и Панина А.В.).
Ядром религиозного знания выступает религиозная вера. Что это за вера? Это психологическая установка, принимающая существование Бога на основе общения с ним души человека (иначе говоря, на основе религиозного опыта). Один из глубоких исследователей религиозного опыта Уильям Джемс писал: «Единственно, что непоколебимо устанавливает религиозный опыт, – это возможность переживать единение с чем-то более широким, чем наша личность, и находить в этом единении глубокий душевный покой… Для религиозного опыта и для практических потребностей религии совершенно достаточно веры в то, что позади личности каждого человека, как ее непосредственное продолжение, существует некая высшая сила, благоволящая к нему и его идеалам».
Специфика религиозной веры заключается в восприятии особой реальности (реальности Бога) на основе непосредственного с ней контакта. Это есть духовное отношение между человеком и Богом. Существо этой веры заключается в религиозном опыте. Она есть переплетение разума и душевных переживаний.
По объяснению апостола Павла, вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр 11:1). То есть: уверенность в невидимом, как бы в видимом, и уверенность в желаемом и ожидаемом, как в настоящем.
Вера – «истинное познание, имеющее недоказываемые начала, будучи удостоверением в вещах, превышающих ум и слово» (св. Максим Исповедник).
Святой Кирилл Иерусалимский так объясняет необходимость веры: «Не только у нас, которые носим имя Христово, за великое почитается вера, но и все то, что совершается в мире даже людьми, чуждыми Церкви, совершается верою. На вере утверждается земледелие: ибо кто не верит тому, что соберет произрастшие плоды, тот не станет сносить трудов. Верою водятся мореплаватели, когда, вверив судьбу свою малому древу, непостоянное стремление волн предпочитают твердейшей стихии, земле, предают самих себя неизвестным надеждам и имеют при себе только веру, которая для них надежнее всякого якоря».
А так рассуждает о вере русский историк Н.М. Карамзин: «Общежитие, пробуждая или ускоряя действие разума сонного, медленного в людях диких, рассеянных, но большей части уединенных, рождает не только законы и правление, но самую Веру, столь естественную для человека, столь необходимую для гражданских обществ, что мы ни в мире, ни в Истории не находим народа, совершенно лишенного понятия о Божестве».
Каждый человек обладает определенным мировоззрением – совокупностью взглядов на мир и место в нем человека. Ученые чаще всего к основным формам мировоззрения относят мифологическое, религиозное, художественное, обыденное, научное и философское мировоззрения.
До сих пор существует мнение, особенно распространившееся в 30-50-х гг. 20 века, будто вера (религия) противоположна знанию. Однако это ошибочное мнение. Религия есть вид знания. Религиозное знание отличается от других видов знания (прежде всего научного), во-первых, своим основным содержанием, во-вторых, формой, средствами постижения этого содержания.
В отличие от научного знания, имеющего своим объектом природу, общество и человека, религиозное знание подразделяет всю реальность на мир естественный и мир сверхъестественный. В религиозной картине мира главное место занимает сверхъестественный мир, а его центром является Бог. Он-то и определяет все другие структуры сверхъестественного мира (например, ангелов) и оказывается также Творцом мира естественного.
Немецкий философ Гегель отмечал: «В религиях народы, несомненно, выразили свои представления о сущности Вселенной, о субстанции природы и духа и об отношении человека к ним. Абсолютное существо является здесь для их сознания предметом, и, как таковой, он сначала представляет собою для них другое, потустороннее, близкое или далекое, дружественное или страшное и враждебное. В благоговейном преклонении и в культе человек снимает эту противоположность и возвышается до сознания своего единства с абсолютным существом… Это существо есть вообще в себе и для себя сущий разум, всеобщая конкретная субстанция, дух... Это, следовательно, представление, в котором есть не только разумность вообще, но и всеобщая, безконечная разумность. Мы должны поэтому главным образом постигать, т.е. познавать и признавать разумными как философию, так и религию…».
«Религию так же, как и искусство, – писал Б. Раушенбах, – будем относить к той сфере сознания, которую Гектор [в поэме Гомера «Илиада»] назвал «сердцем», – условимся называть ее внелогическим знанием. Оно не опирается на рационально построенные цепочки рассуждений, а возникает сразу. В качестве примера внелогического знания можно привести чувство красоты. Увидев красивый пейзаж, человек з н а е т, что пейзаж этот красив. Это именно знание, ведь оно определяет поведение. Человек, например, откажется возводить здесь какие-либо сооружения, если считает, что они испортят пейзаж».
Использованная литература:
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. М., 2007
2. Катехизис митр. Филарета
Назад к списку